Доклад о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Национального парка «Себежский» и государственного природного заказника федерального значения «Ремдовский» за 2023 год


Общие сведения о виде государственного контроля (надзора)

1.

Нормативно-правовое регулирование вида контроля

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об ООПТ);

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1090 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий» (далее-Положение).

2.

Предмет государственного

контроля (надзора)

Соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Законом об ООПТ, Положением о национальном парке «Себежский», утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.10.2016 г. № 528, Положением о государственном природном заказнике федерального значения «Ремдовский», утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.03.2016 г. № 62 (далее-Положение о заказнике), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее-обязательные требования), касающихся:

-режима особо охраняемой природной территории;

-особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;

-режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.

3.

Объекты вида контроля и организация их учета.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Себежский» осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования подведомственных особо охраняемых природных территорий за следующими объектами государственного контроля (надзора):

-деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых, должны соблюдаться обязательные требования, в том числе, предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействия).

-здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.

Учет объектов государственного надзора осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения.

4.

Ключевые показатели вида контроля и их целевые (плановые) значения

В систему показателей результативности и эффективности деятельности надзорного органа входят:

-ключевой показатель государственного надзора, которым является отношение вреда, причиненного природным объектам и комплексам в результате хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, к общему объему охраняемых законом ценностей (процентов)(далее-ключевой показатель);

-индикативные показатели государственного надзора. Индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, утвержден Приказом Минприроды России от 22.12.2021 г. № 997.

Ключевой показатель (КП) рассчитывается по формуле:

КП = (В общ/ВВП) х100, где:

В общ – вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий за отчетный период (тыс. рублей);

ВВП – валовый внутренний продукт за отчетный период.

В 2023 году в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий в границах национального парка «Себежский» выявлены правонарушения, повлекшие причинение вреда природоохранным комплексам и объектам на общую сумму 592,6 тыс. рублей. КП = 0,0000001%

На территории ГПЗ ФЗ «Ремдовский» выявлены правонарушения, повлекшие причинение вреда природоохранным комплексам и объектам на общую сумму 3,4 тыс. рублей. КП = 0,00000001%

Учреждением проводится претензионно-исковая работа по взысканию суммы ущерба, не возмещенного в добровольном порядке (общая сумма – 11,43 тыс. рублей).

Целевое значение ключевого показателя определяется исходя из ежегодного снижения значения ключевого показателя на 1 процент.

Сведения об организации вида контроля

1.

Система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие надзор в отношении управляемых ими особо охраняемых территорий федерального значения и их охранных зон, при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее-категории риска):

- чрезвычайно высокий риск;

- высокий риск;

- значительный риск;

- средний риск;

- умеренный риск;

- низкий риск.

В соответствии с п.11 Положения объекты государственного надзора на подведомственных Учреждению территориях относятся к следующим категориям риска:

- категория значительного риска – деятельность граждан и организаций в границах государственных природных заповедников и национальных парков;

- категория среднего риска – деятельность граждан и организаций в границах охранных зон национальных парков, государственных природных заказников.

Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 11 Положения к категориям значительного риска, среднего риска и низкого риска относятся к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно, в случае если такой объект размещается:
- в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории;
- в границах водно-болотного угодья международного значения;
- в Арктической зоне Российской Федерации;
- в акватории внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации;
- в водоохраной зоне моря;
- в границах территорий, имеющих статус Всемирного наследия ЮНЕСКО и биосферного резервата ЮНЕСКО.

Национальный парк «Себежский» и Государственный природный заказник федерального значения «Ремдовский» - категория значительного риска.

Охранная зона национального парка «Себежский» не установлена.

2.

Контрольный (надзорный) орган, осуществляющий вид контроля, его финансовое, материальное и кадровое обеспечение.

Орган, осуществляющий вид контроля (надзора) на подведомственных территориях: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Себежский».

Структурные подразделения – лесной отдел, отдел обеспечения деятельности ГПЗ, отдел охраны территории.

Штатная численность по состоянию на 31.12.2023 года – 34.

Фактическая численность по состоянию на 31.12.2023 года – 29.

Материально-техническая оснащенность контрольного (надзорного) органа, осуществляющего вид контроля:

Наименование Количество, ед.

Автомобили

Лада 4Х4 212140            3

УАЗ Патриот            6

УАЗ Пикап            2

Шевроле Нива            1

УАЗ Хантер            1

УАЗ Фермер            2

УАЗ 220695            1

УАЗ 3909                      2

ГАЗ "Егерь"            1

Мототехника

Снегоболотоход Argo    1

Снегоход "Стелс 800"    2

Багги ФанКрузер              2

Снегоход BRP

Ski-Doo Skandic              1

Водный транспорт

Катер "Беркут-510

полурубка" под

лодочным мотором

"Меркурий 80"               1

Лодка "Казанка-5М4"

под лодочным мотором

"Ямаха 55"                         1

Лодка "Quickline 420-S"

под лодочным мотором

"Тахатсу-9,8"               1

Лодка "Салют" под

лодочным мотором

"Тохатсу-9.8"               1

Лодка "Триера-490"

под лодочным мотором

"Микатсу-75"               1

Аэробот

"Тайфун-1000К"     1

Лодка ПВХ

"Альфа-280К"

под лодочным мотором

"Ямаха-2"                          1

Лодка "Вятбот 430"

с лодочным мотором

"Меркурий - 25"                2

Лодка "Малютка -Н"

под лодочным мотором

"Тохатсу - 5"                 1

Средства связи                26

Средства фотофиксации    10

Видеорегистраторы      12

Квадрокоптеры (БПЛА)      5

GPS навигаторы                  7

Средства наблюдения        5

Средства индивидуальной

защиты (бронежилеты)      14

Спецодежда с элементами

форменной одежды        27

3.

Информационный системы, применяемые при осуществлении вида контроля.

- Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального надзора (ст. 18 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципального контроля в Российской Федерации»);

- Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ст. 19 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном надзоре в Российской Федерации»);

- Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (п.9 Постановления Правительства РФ от 07.12.2020 № 2041) – с 01.07.2022 г. представление контрольными (надзорными) органами, органами контроля в ГАС «Управление» сведений по форме федерального статистического наблюдения № 1-контроль (для видов контроля, регулируемых Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ), заполнение формы и расчет рейтинга по мониторингу за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля временно приостановлено.

4.

Межведомственное взаимодействие при осуществлении вида контроля.

Учреждение при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) может взаимодействовать с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В 2023 году выездные обследования совместно с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления не проводились.

5.

Организация досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, осуществляется в соответствии с положениями статей 39-43 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ.

В 2023 году обжалований решений Учреждения, действий (бездействий) должностных лиц не было.

Сведения о профилактике рисков причиненного вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

1.

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) и система профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), охраняемым законом ценностям.

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям разрабатывается в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 44 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 г. № 990.

Программа профилактики определяет виды профилактических мероприятий, предусмотренных Положением, направленных на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

В соответствии с п. 17 Положения в рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:

- информирование;

- обобщение правоприменительной практики;

- объявление предостережения;

- консультирование;

- профилактический визит.

2.

Проведение информирования и иных видов профилактических мероприятий

Информирование.

В целях профилактики нарушений обязательных требований ФГБУ «Национальный парк «Себежский» размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет» перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также тексты, соответствующих нормативных правовых актов, сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований и другую информацию в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ, информирует о своей деятельности через средства массовой информации и посредством иных форм, в том числе, с привлечением специалистов отдела экологического просвещения и туризма.

По границам подведомственных территорий, функциональных зон устанавливаются аншлаги и предупредительные знаки, содержащие информацию об обязательных требованиях, на наиболее посещаемых местах отдыха установлены информационные щиты, на которых также размещена информация о необходимости соблюдения обязательных требований.

Консультирование.

Осуществляется в форме разъяснений по вопросам, связанных с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) на подведомственных территориях как устно, так и посредством электронных сервисов.

За 2023 год проведено 132 консультации по вопросам соблюдения режима особой охраны  и иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на подведомственных территориях.

Объявление предостережений.

В соответствии с положениями ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ  в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаков нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

За 2023 год уполномоченными должностными лицами ФГБУ «Национальный парк «Себежский» предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований не выносилось.

ФГБУ «Национальный парк «Себежский» систематически в форме бесед, пропаганды, в том числе с использованием СМИ и интернета, проводится работа с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, направленная на предотвращение нарушений с их стороны.

Обобщение правоприменительной практики.

Доклад о правоприменительной практики по государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий национального парка «Себежский» и государственного природного заказника федерального значения «Ремдовский» за 2023 год в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ , п. 18 Положения будет размещен до 31.03.2024 года на сайте Учреждения в сети «Интернет».

Профилактический визит.

В соответствии с положениями ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности,  либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствия критериям риска, основаниях  и о рекомендуемых способах снижении категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В 2023 году профилактические визиты не проводились.

3.

Применение независимой оценки соблюдения обязательных требований.

В соответствии с положениями ст.54 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ федеральным законом о виде контроля могут быть предусмотрены независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции, и требования к такой независимой оценке.

Законом об ООПТ независимая оценка соблюдения обязательных требований не предусмотрена.

Сведения о контрольных (надзорных) мероприятиях и специальных режимах государственного контроля (надзора).

1.

Система контрольных (надзорных) мероприятий, основания их проведения, контрольные (надзорные) действия.

В соответствии с п. 26 Положения в рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

- инспекторский визит;

- документарная проверка;

- выездная проверка;

- наблюдение за соблюдением обязательных требований;

- выездное обследование.

Основание для проведения контрольных (надзорных) мероприятий установлены ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ.

- наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

- наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона;

- наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работ контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», а также в связи с отсутствием согласования Плана контрольных (надзорных) прокуратурой в 2023 году контрольные (надзорные) мероприятия со взаимодействием с контролируемыми лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ на подведомственных территориях на проводились.

2.

Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в действии.

В течении 2023 года контрольная (надзорная) деятельность ФГБУ «Национальный парк «Себежский», с учетом специфики деятельности, осуществлялась путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, в форме выездных обследований.

Всего за 2023 год в рамках мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований природоохранного законодательства на подведомственных территориях проведено 239 выездных обследований.

3.

Осуществление специальных режимов государственного контроля (надзора).

Специальные режимы государственного контроля (надзора) в соответствии с Положением не предусмотрены.

Сведения о результатах проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, осуществление специальных режимов государственного контроля (надзора).

1.

Результаты контрольных (надзорных) мероприятий.

За 2023 год при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности сотрудниками государственной инспекции выполнено патрулирование в объеме 232300 км, в том числе:

- пешее – 9800 км;

- на водном транспорте -11500 км;

- на автотранспорте – 211000 км.

К основным нарушениям законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территориях  относятся правонарушения, ответственность за которые установлена статьей 8.39 КоАП РФ , а именно, нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях, либо в их охранных зонах.

Данные по выявленным за 2023 год нарушениям режима особой охраны и иных правил природопользования на территории национального парка:

Предмет выявленного экологического правонарушения (ст.8.39 КоАП РФ)

Количество

на ООПТ

на территории охранной зоны

всего

Незаконная рубка деревьев и кустарников 

4

0

4

Незаконная охота

1

0

1

Незаконное рыболовство

23

0

23

Незаконное нахождение, проход и проезд граждан и транспорта

85

0

85

Итого:

116

0

116

из них «безличные» (нарушитель не установлен, выносилось соответствующее определение)

27

0

27

В рамках дел об административных правонарушениях, совершенных на территории национального парка, государственными инспекторами в области охраны окружающей среды изъяты 70 орудий незаконного природопользования (10 (десять) сетей, 60 (шестьдесят) ловушек сетного типа.

Транспортные средства, явившиеся орудиями и (или) предметами совершения административных правонарушений, подвергались аресту.

Данные по выявленным за 2023 год нарушениям режима охраны и иных правил природопользования на территории заказника:

Предмет выявленного экологического правонарушения (ст.8.39 КоАП РФ)

Количество

на ООПТ

на территории охранной зоны

всего

Незаконное рыболовство

3

0

3

Незаконное нахождение, проход и проезд граждан и транспорта

63

0

63

Итого:

67

0

67

из них «безличные» (нарушитель не установлен, выносилось соответствующее определение)

2

0

2

В рамках дел об административных правонарушениях государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на территории заказника изъяты 9 орудий незаконного природопользования (2 (две) сети, 7 (семь) ловушек сетного типа.

Транспортные средства, явившиеся орудиями и (или) предметами совершения административных правонарушений, подвергались аресту.

В 2023 году ФГБУ «Национальный парк «Себежский» предъявлено 3 иска на сумму 4,542 тыс. рублей.

Предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ Учреждением не выдавались.

Требования об устранении выявленных нарушений в 2023 году не предъявлялись.

2.

Решения контрольных (надзорных) органов.

Данные о наложенных административных штрафах по выявленным должностными лицами ФГБУ «Национальный парк «Себежский» на территории национального парка нарушениям в 2023 году:

Категория лиц

Вынесено предупреждений

Количество штрафов

Общий объем денежных средств, тыс. рублей

на граждан

83

7

21

на должностных лиц

0

0

0

на юридических лиц

0

0

0

итого

83

7

21

В 2023 году в правоохранительные органы для проведения проверки в рамках ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса РФ направлены материалы дела, возбужденного на территории заказника, содержащего признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст. 258 УК РФ.

По результатам проведенной проверки возбуждено уголовное дело.

Данные о наложенных административных штрафах по выявленным должностными лицами ФГБУ «Национальный парк «Себежский» на территории заказника нарушениям в 2023 году:

Категория лиц

Вынесено предупреждений

Количество штрафов

Общий объем денежных средств, тыс. рублей

на граждан

62

3

9

на должностных лиц

0

0

0

на юридических лиц

0

0

0

итого

62

3

9

В 2023 году в правоохранительные органы для проведения проверки в рамках ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса РФ направлены материалы дела, возбужденного на территории заказника, содержащего признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст. 256 УК РФ.

По результатам проведенной проверки возбуждено уголовное дело, по решению суда гражданин признан виновным и в связи с деятельным содействием раскрытию преступления освобожден от уголовного наказания.

3

Исполнение решений контрольных (надзорных) органов

Данные о взыскании административных штрафов по выявленным должностными лицами ФГБУ «Национальный парк «Себежский» на территории национального парка нарушениям в 2023 году:

Категория лиц

Количество штрафов

Общий объем денежных средств, тыс. рублей.

на граждан

4

10,648

на должностных лиц

0

0

на юридических лиц

0

0

итого

4

10,648

В добровольном порядке взыскан ущерб, причиненный природным ресурсам на территории национального парка в размере 1190 рублей.

Данные о взыскании административных штрафов по выявленным должностными лицами ФГБУ «Национальный парк «Себежский» на территории заказника нарушениям в 2023 году:

Категория лиц

Количество штрафов

Общий объем денежных средств, тыс. рублей.

на граждан

8

17,96

на должностных лиц

0

0

на юридических лиц

0

0

итого

8

17,96

В добровольном порядке взыскан ущерб, причиненный природным ресурсам на территории заказника в размере 11430 рублей

4

Результаты досудебного и судебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Досудебного и судебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действия (бездействия) их должностных лиц в 2023 году не было.

5

Реализация мер по пресечению выявленных нарушений, обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

С целью пресечения выявленных нарушений обязательных требований в течении 2023 года проводились беседы с местным сообществом, туристами и посетителями подведомственных территорий на природоохранные и противопожарные темы.

На подведомственных территориях проводились мероприятия по обозначению границ, функциональных зон, в том числе, установка аншлагов, информационных щитов, указателей и предупредительных знаков. В соответствии с государственным заданием ФГБУ «Национальный парк «Себежский» должностными лицами установлено 88 аншлагов, информационных щитов, указателей и предупредительных знаков.

В наиболее посещаемых местах, местах размещения туристов и экологических маршрутах установлены информационные щиты с информацией об обязательных требованиях, касающихся режима особой охраны и иных правил природопользования на подведомственных территориях.

Сведения об индикативных показателях вида контроля.

1

В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ индикативные показатели для видов федерального государственного контроля (надзора) утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности.

Индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, утвержден Приказом Минприроды России от 22.12.2021 г. № 997

Сведения о достижении ключевых показателей, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

1

Профилактические мероприятия в 2023 году проводились в целях предупреждения правонарушений в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.

На официальном сайте в сети «Интернет» в 2023 году актуализированы перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащие обязательные требования.

Учреждение информирует о своей деятельности через средства массовой информации и посредством иных форм, в том числе, с привлечением специалистов отдела экологического просвещения и туризма.

За отчетный период проведены 132 консультации по вопросам соблюдения режима особой охраны и иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на подведомственных территориях. Ключевой показатель в 2023 году – 0.

Выводы и предложения по итогам организации и осуществления вида контроля.

Необходимо внесение изменений в Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ и дополнения перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Положением, специальным режимом государственного контроля (надзора) – «Постоянный рейд».

Вышеуказанный вид контрольного (надзорного) мероприятия наиболее полно соответствует специфике деятельности природоохранных учреждений, подразумевающей необходимость осуществления круглосуточного и ежедневного контроля на ООПТ (и их охранных зонах), постоянного нахождения должностных лиц на подведомственных территориях.

Для работы в системе ГИС «Управление» необходимо на деление государственной инспекции в области охраны окружающей среды на территориях ООПТ полномочиями органов государственной власти.

Актуальна необходимость разработки и утверждение методических рекомендаций Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по осуществлению контрольной (надзорной) деятельности на подведомственных территориях.

Доклад о виде государственного контроля (надзора) подготовлен:

Заместитель директора по охране территории А.И. Стукальцов


Назад в раздел