Доклад о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Национального парка «Себежский» и государственного природного заказника федерального значен



Общие сведения о виде государственного контроля (надзора)

1.

Нормативно-правовое регулирование вида контроля

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Закон о животном мире);

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1094 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания» (далее-Положение).

2.

Предмет государственного

контроля (надзора)

Соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Законом о животном мире, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (далее-обязательные требования)(п.3 Положения).

3.

Объекты вида контроля и организация их учета.

Деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых, должны соблюдаться обязательные требования, в том числе, предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействия) по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и среды их обитания.

4.

Ключевые показатели вида контроля и их целевые (плановые) значения

Учет объектов государственного надзора осуществляется Учреждением (п.8 Положения):

- посредством ведения государственного мониторинга объектов животного мира и государственного кадастра объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения;

- путем получения информации по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

- путем получения информации из государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;

- путем получения от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования информации, предусмотренной подпунктами а),б),д) пункта 7 Положения.

Ключевой показатель (КП) рассчитывается по формуле:

КП = (В общ/ВВП (ВРП)) х100, где:

В общ – вред, причиненный природным объектам животного мира вследствие нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и среды его обитания (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов) за отчетный период, совершенных контролируемыми лицами (тыс. рублей);

ВВП – валовый внутренний продукт за отчетный период.

ВРП – валовый региональный продукт.

Отчетным периодом для расчета значения ключевого показателя является календарный год.

Целевое значение ключевого показателя определяется исходя из ежегодного снижения значения ключевого показателя на 1 процент.

В 2023 году КП=0.

Сведения об организации вида контроля

1.

Система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) федеральные государственные бюджетные учреждения, при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее-категории риска):

- чрезвычайно высокий риск;

- высокий риск;

- значительный риск;

- средний риск;

- умеренный риск;

- низкий риск.

Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска в рамках осуществления государственного надзора:

- к категории высокого риска – деятельность граждан и организаций по пользованию объектов животного мира: указанными в приложении 1 к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (далее- Конвенция), занесенными в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 0,1,2,3,

- к категории среднего риска – деятельность граждан и организаций по пользованию объектами животного мира, не указанными в подпункте а): указанными в приложении 2,3 к Конвенции; занесенными в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 4,5;

- к категории низкого риска – деятельность граждан и организаций по пользованию объектами животного мира, не указанными в подпунктах а), б).

2.

Контрольный (надзорный) орган, осуществляющий вид контроля, его финансовое, материальное и кадровое обеспечение.

Орган, осуществляющий вид контроля (надзора) на подведомственных территориях: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Себежский».

Структурные подразделения – лесной отдел, отдел обеспечения деятельности ГПЗ, отдел охраны территории.

Штатная численность по состоянию на 31.12.2023 года – 34.

Фактическая численность по состоянию на 31.12.2023 года – 29.

Материально-техническая оснащенность контрольного (надзорного) органа, осуществляющего вид контроля:

Наименование Количество, ед.

Автомобили

Лада 4Х4 212140            3

УАЗ Патриот            6

УАЗ Пикап             2

Шевроле Нива            1

УАЗ Хантер            1

УАЗ Фермер            2

УАЗ 220695            1

УАЗ 3909                      2

ГАЗ "Егерь"            1

Мототехника

Снегоболотоход Argo    1

Снегоход "Стелс 800"    2

Багги ФанКрузер              2

Снегоход BRP

Ski-Doo Skandic              1

Водный транспорт

Катер "Беркут-510

полурубка" под

лодочным мотором

"Меркурий 80"               1

Лодка "Казанка-5М4"

под лодочным мотором

"Ямаха 55"                         1

Лодка "Quickline 420-S"

под лодочным мотором

"Тахатсу-9,8"               1

Лодка "Салют" под

лодочным мотором

"Тохатсу-9.8"               1

Лодка "Триера-490"

под лодочным мотором

"Микатсу-75"               1

Аэробот

"Тайфун-1000К"      1

Лодка ПВХ

"Альфа-280К"

под лодочным мотором

"Ямаха-2"                          1

Лодка "Вятбот 430"

с лодочным мотором

"Меркурий - 25"                2

Лодка "Малютка -Н"

под лодочным мотором

"Тохатсу - 5"                 1

Средства связи                26

Средства фотофиксации    10

Видеорегистраторы      12

Квадрокоптеры (БПЛА)      5

GPS навигаторы                  7

Средства наблюдения        5

Средства индивидуальной

защиты (бронежилеты)      14

Спецодежда с элементами

форменной одежды        27

3.

Информационный системы, применяемые при осуществлении вида контроля.

- Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального надзора (ст. 18 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципального контроля в Российской Федерации»);

- Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ст. 19 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном надзоре в Российской Федерации»);

- Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (п.9 Постановления Правительства РФ от 07.12.2020 № 2041) – с 01.07.2022 г. представление контрольными (надзорными) органами, органами контроля в ГАС «Управление» сведений по форме федерального статистического наблюдения № 1-контроль (для видов контроля, регулируемых Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ), заполнение формы и расчет рейтинга по мониторингу за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля временно приостановлено.

4.

Межведомственное взаимодействие при осуществлении вида контроля.

Учреждение при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) может взаимодействовать с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В 2023 году выездные обследования совместно с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления не проводились.

5.

Организация досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, осуществляется в соответствии с положениями статей 39-43 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ.

В 2023 году обжалований решений Учреждения, действий (бездействий) должностных лиц не было.

Сведения о профилактике рисков причиненного вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

1.

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) и система профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), охраняемым законом ценностям.

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям разрабатывается в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 44 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 г. № 990.

Программа профилактики определяет виды профилактических мероприятий, предусмотренных Положением, направленных на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

В соответствии с п. 14 Положения в рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:

- информирование;

- обобщение правоприменительной практики;

- объявление предостережения;

- консультирование;

- профилактический визит.

2.

Проведение информирования и иных видов профилактических мероприятий

Информирование.

В целях профилактики нарушений обязательных требований ФГБУ «Национальный парк «Себежский» размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет» перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также тексты, соответствующих нормативных правовых актов, сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований и другую информацию в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ, информирует о своей деятельности через средства массовой информации и посредством иных форм, в том числе, с привлечением специалистов отдела экологического просвещения и туризма.

По границам подведомственных территорий, функциональных зон устанавливаются аншлаги и предупредительные знаки, содержащие информацию об обязательных требованиях, на наиболее посещаемых местах отдыха установлены информационные щиты, на которых также размещена информация о необходимости соблюдения обязательных требований.

Консультирование.

Осуществляется в форме разъяснений по вопросам, связанных с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) на подведомственных территориях как устно, так и посредством электронных сервисов.

За 2023 год проведено 132 консультации по вопросам соблюдения режима особой охраны и иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на подведомственных территориях.

Объявление предостережений.

В соответствии с положениями ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ  в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаков нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

За 2023 год уполномоченными должностными лицами ФГБУ «Национальный парк «Себежский» предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований не выносилось.

ФГБУ «Национальный парк «Себежский» систематически в форме бесед, пропаганды, в том числе с использованием СМИ и интернета, проводится работа с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, направленная на предотвращение нарушений с их стороны.

Обобщение правоприменительной практики.

Доклад о правоприменительной практики по государственному контролю (надзору) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания национального парка «Себежский» и государственного природного заказника федерального значения «Ремдовский» за 2023 год в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ , п. 18 Положения будет размещен до 31.03.2024 года на сайте Учреждения в сети «Интернет».

Профилактический визит.

В соответствии с положениями ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности,  либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствия критериям риска, основаниях  и о рекомендуемых способах снижении категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В 2023 году профилактические визиты не проводились.

3.

Применение независимой оценки соблюдения обязательных требований.

В соответствии с положениями ст.54 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ федеральным законом о виде контроля могут быть предусмотрены независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции, и требования к такой независимой оценке.

Законом об ООПТ независимая оценка соблюдения обязательных требований не предусмотрена.

Сведения о контрольных (надзорных) мероприятиях и специальных режимах государственного контроля (надзора).

1.

Система контрольных (надзорных) мероприятий, основания их проведения, контрольные (надзорные) действия.

В соответствии с п. 26 Положения в рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

- инспекторский визит;

-рейдовый осмотр;

- документарная проверка;

- выездная проверка;

- наблюдение за соблюдением обязательных требований;

- выездное обследование.

Основание для проведения контрольных (надзорных) мероприятий установлены ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ.

- наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

- наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона;

- наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работ контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», а также в связи с отсутствием согласования Плана контрольных (надзорных) прокуратурой в 2023 году контрольные (надзорные) мероприятия со взаимодействием с контролируемыми лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ на подведомственных территориях на проводились.

2.

Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в действии.

В течении 2023 года контрольная (надзорная) деятельность ФГБУ «Национальный парк «Себежский», с учетом специфики деятельности, осуществлялась путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, в форме выездных обследований.

Всего за 2023 год в рамках мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований природоохранного законодательства на подведомственных территориях проведено 239 выездных обследований.

3.

Осуществление специальных режимов государственного контроля (надзора).

Специальные режимы государственного контроля (надзора) в соответствии с Положением не предусмотрены.

Сведения о результатах проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, осуществление специальных режимов государственного контроля (надзора).

1.

Результаты контрольных (надзорных) мероприятий.

За 2023 год при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности сотрудниками государственной инспекции выполнено патрулирование в объеме 232300 км, в том числе:

- пешее – 9800 км;

- на водном транспорте -11500 км;

- на автотранспорте – 211000 км.

За отчетный период в рамках данного вида федерального государственного контроля (надзора) нарушений обязательных требований не выявлено.

2.

Решения контрольных (надзорных) органов.

Решения о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение обязательных требований в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания в 2023 году не принимались, иски о возмещении вреда (ущерба) объектам животного мира не предъявлялись.

3

Исполнение решений контрольных (надзорных) органов

Взыскание административных штрафов и исков по решениям должностных лиц Учреждения по фактам нарушений обязательных требований в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания в 2023 году не было.

4

Результаты досудебного и судебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Досудебного и судебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действия (бездействия) их должностных лиц в 2023 году не было.

5

Реализация мер по пресечению выявленных нарушений, обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

С целью пресечения выявленных нарушений обязательных требований в течении 2023 года проводились беседы с местным сообществом, туристами и посетителями подведомственных территорий на природоохранные и противопожарные темы.

На подведомственных территориях проводились мероприятия по обозначению границ, функциональных зон, в том числе, установка аншлагов, информационных щитов, указателей и предупредительных знаков. В соответствии с государственным заданием ФГБУ «Национальный парк «Себежский» должностными лицами установлено 88 аншлагов, информационных щитов, указателей и предупредительных знаков.

В наиболее посещаемых местах, местах размещения туристов и экологических маршрутах установлены информационные щиты с информацией об обязательных требованиях, касающихся режима особой охраны и иных правил природопользования на подведомственных территориях.

Сведения об индикативных показателях вида контроля.

1

В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ индикативные показатели для видов федерального государственного контроля (надзора) утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности.

Индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержден Приказом Минприроды России от 29.12.2021 г. № 1023

Сведения о достижении ключевых показателей, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

1

Профилактические мероприятия в 2023 году проводились в целях предупреждения правонарушений в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.

На официальном сайте в сети «Интернет» в 2023 году актуализированы перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащие обязательные требования.

Учреждение информирует о своей деятельности через средства массовой информации и посредством иных форм, в том числе, с привлечением специалистов отдела экологического просвещения и туризма.

За отчетный период проведены 132 консультации по вопросам соблюдения режима особой охраны и иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на подведомственных территориях. Ключевой показатель в 2023 году – 0.

Выводы и предложения по итогам организации и осуществления вида контроля.

Необходимо внесение изменений в Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ и дополнения перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Положением, специальным режимом государственного контроля (надзора) – «Постоянный рейд».

Вышеуказанный вид контрольного (надзорного) мероприятия наиболее полно соответствует специфике деятельности природоохранных учреждений, подразумевающей необходимость осуществления круглосуточного и ежедневного контроля на ООПТ (и их охранных зонах), постоянного нахождения должностных лиц на подведомственных территориях.

Для работы в системе ГИС «Управление» необходимо на деление государственной инспекции в области охраны окружающей среды на территориях ООПТ полномочиями органов государственной власти.

Актуальна необходимость разработки и утверждение методических рекомендаций Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по осуществлению контрольной (надзорной) деятельности на подведомственных территориях.

Доклад о виде государственного контроля (надзора) подготовлен:

Заместитель директора по охране территории А.И. Стукальцов



Назад в раздел